Только с одной целью - усовершенствовать и улучшить субъективные ощущения при езде. Что это значит? Рассмотрим пример на основе стандартного автомобиля ВАЗ-21103, использовавшегося в свое время именно для расчетов топливно-скоростных показателей с различными вариантами трансмиссий. Данные этого автомобиля приведены в таблице № 2.
ТАБЛИЦА 2.
АВТОМОБИЛЬ
ВАЗ 21103
Снаряженная масса, кг
1035
Развесовка, %
59/41
Коэф. аэрод, сопрот.
0.346
Площадь сечения, м2
1.96
Шины:
175/65 R14
Коэф. Ко (передн.)
0.0115
Коэф. Ко (задн.)
0.0180
Коэф. Rt (передн.)
4977
Коэф. Rt (задн.)
6752
Радиус качения, м
0.277
ТАБЛИЦА 3.
Передача
I
II
III
IV
V
База
3,636
1,950
1,357
0,941
0,784
Стандартный (базовый) вариант трансмиссии приведен в таблице № 3. А ниже демонстрируются диаграммы переключения передач с вариантами главной пары: 3.7 -№ 1, 3.9 - № 2.
диаграмма 1 Главная пара 3.7
диаграмма 2 Главная пара 3.9
Из диаграмм хорошо видно, что стандартный (базовый) вариант передаточных чисел трансмиссии автомобилей семейств ВАЗ-2108 и ВАЗ-2110 имеет следующие недостатки: "негармоничный" ряд с большими "разрывами" между I - II и III - IV передачами. На практике это означает следующее: на старте хорошо знакомая водителям "короткая" первая передача, за ней следует "длинная" вторая с удачным переходом на третью, несогласованная четвертая и пятая всей своей сутью осаживающая обороты ДВС. В таком варианте происходит несколько нервная езда, и, чтобы не было "провалов" при ускорении, водителю приходится "крутить" движок до максимальных оборотов. А это, как вы понимаете, не всегда практично. Да и не каждый из нас способен так ездить на автомобиле в течение всего дня. Изнурительный по своей сути алгоритм частых дерганий рычага КП (к тому же очень длинноходного) ведет к неблагоприятному восприятию самого процесса ускорения и преждевременного износа шестерни II передачи, синхронизатора I - II передач, муфты I - II передач. (Кстати, на диаграммах №№ 1 - 2 очень хорошо видна большая скачкообразность между переключениями передач.) И вот тут-то появляются вновь коммерческие предложения от известных тольяттинских тюнинговых фирм с новыми, улучшенными "коммерческими рядами", имеющими уже свои Цифровые названия. Например, "восьмой", "десятый" или "одиннадцатый". Сегодня мы рассмотрим вариант улучшения показателей на примере нескольких особо популярных рядов и четырех главных пар - 3.5, 3.7, 3.9 и 4.1. Данные "динамичных" КП приведены в таблице № 4.
ТАБЛИЦА 4.
I
II
III
IV
V
VI
"Восьмой" ряд
3,417
2,105
1,357
0,971
0,784
010
3,417
2,053
1,357
1,031
0,784
11
3,636
2,222
1,538
1,067
0,882
12
2,923
1,81
1,276
1,03
0,882
116
3,636
2,222
1,538
1,167
0,941
0,784
А на диаграммах №№ 3 - 4 и в сравнительной таблице № 5 вы можете увидеть данные так называемого "восьмого" ряда.
диаграмма 3 Главная пара 3.9
диаграмма 4 Главная пара 4.1
ТАБЛИЦА 5. "Восьмой" ряд
Главная пара
"База"
3,9
4,1
3,7
3,9 КПП 2111
По сравнению с "базой 3,7", %
По сравнению с "базой 3,7", %
Макс. скорость, км/ч(IV перед.)
183,1
172,7
167,4
-0,4
159,5
+0,4
при оборотах, об/мин
5985
6000
6000
6000
Макс. скорость, км/ч(V перед.)
179,8
182,4
182,4
183,8
при оборотах, об/мин
4897
5278
5278
5583
Время разгона, сек
0-100 км/ч
12,1
11,9
12,0
-0,8
11,8
-2,5
40-100 км/ч (III перед.)
12,3
11,3
11,3
-8,1
10,7
-13,0
60-120 км/ч (IV перед.)
21,6
19,4
18,4
-14,8
17,0
-21,3
60-120 км/ч (V перед.)
31,3
27,5
27,5
-12,1
24,9
-20,4
Преодол. подъем, % (I перед.)
36
39
36
0
39
+8,3
Расходы топлива
90 км/ч, л/100 км
5,25
5,42
5,42
+3,2
5,58
+6,3
120 км/ч
6,83
6,95
6,95
+1,8
7,10
+4,0
ГЦ
8,18
8,39
8,49
+3,8
8,69
+6,2
Что изменилось? Прежде всего, судя по диаграммам, незначительно уменьшенный "разрыв" между I и II передачами при увеличенном между II и III передачами уже не приводит к неприятному восприятию ускорения автомобиля. Приблизив первую передачу ко второй ("удлинив"), инженеры тем самым добились более плавного перехода между ними при ускорении. Но в то же время, с учетом характеристики двигателя ВАЗ-2112 (невысокий крутящий момент "внизу"), субъективная оценка процесса тро-гания с места существенно ухудшится ввиду небольшого суммарного значения передаточного числа 1 передачи. Можно также сказать, что этот ряд передаточных чисел трансмиссии близок к "гармоничному" ряду. А что говорят цифры? Вариант с главной парой 3.9 и 4.1 имеет преимущества по динамике, в основном на V передаче, за счет увеличения передаточного числа главной пары. И реально ощутимое преимущество в разгоне на каждой передаче, что очень может понравиться "горячим головам". Но за такую "динамику" роста скорости владельцу "восьмого" ряда придется платить увеличенным расходом топлива, в среднем поднявшимся на 5%. (Правый нижний фрагмент таблицы.)
Источник:Благодарим Ю.Лысенко за помощь в подготовке материала